Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий ДТП, где был поврежден автотранспорт, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры служит экспертиза ДТП, которую обыватели зачастую разнолико именуют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Но ни одно из этих названий дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и точным.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) остается самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела свое наименование более 7 лет тому назад, основная масса практикующих адвокатов, юристов, следователей, судей все также назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс экспертиз, не уточняя вида экспертного исследования.

В следствии столь абстрактного и общего обозначения данной экспертизы, в нашей практике довольно часто рождаются ситуации, когда в офис какого-нибудь экспертного учреждения, где имеются тоже бы как «автоэксперты» (оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), приходят материалы уголовного дела, где необходимы специальные познания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожных знаков, полотна дороги, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

И тогда возникает неприглядная ситуация, когда материалы дела возвращаются в следственные или судебные инстанции без должного исполнения, из-за чего установленные сроки расследования дела затягиваются по причине безграмотности указанных выше участников судебного процесса.

Главные задачи и цели судебной дорожно-транспортной экспертизы:

• обстановка на месте происшествия: обочин, состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• текущее состояние дороги в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности (невозможности) должного восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• определение значений коэффициентов и параметров, который характеризуют движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспорта и прочих объектов по поверхности автодороги;

Установление обстоятельств, связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению происшествия: неблагоустроенность дороги, неверное расположение дорожных указателей, отсутствие должных дорожных знаков, неправильная разметка дорожного полотна и иные отрицательные особенности дорожной обстановки.

При назначении автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы в распоряжение эксперта требуется предоставить все материалы гражданского, уголовного, административного дела, относящиеся к происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу следует знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо глубокое изучение комплекса информации о происшествии.